Сцепление трактора МТЗ-1221


Сцепление трактора МТЗ-1221 (рис. 1) - фрикционное, двухдисковое, постоянно- замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления яв­ляется маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наруж­ной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления МТЗ-1221 относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установлен­ные на силовом валу (7). Необходимое усилие прижатия трущихся поверхно­стей ведущей и ведомой частей сцеп­ления для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечи­вается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные ме­ханизмы (12), обеспечивающие автома­тическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).


Рис. 1. Сцепление МТЗ-1221  
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регули­ровочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Управление сцеплением  МТЗ-1221

Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью сцепления (1) (рис. 2) че­рез рычажную передачу (1), (8), (5), от­водку (18) (рис. 1) и выжимной под­шипник (17).
Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 2) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 1). Пружина сервоустройства облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положе­нии сцепления.


Рис. 2. Управление сцеплением МТЗ-1221 
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства.

Управление сцеплением МТЗ-1221 с реверсом

Прямой ход
Включение сцепления реверсивного трактора МТЗ-1221 Беларус производится педалью (1), рис. 3, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилите­ля (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления. Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемеще­ние рычага (10) пропорционально ходу педали.


Рис. 3. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221 
 1 - педаль сцепления; 2 - рабочий цилиндр с тягой; 3 - ось; 4,8 - оттяжная пружина; 5 - шланг; 6 -гидроусилитель; 7- кронштейн; 9 -тяга; 10 - рычаг; 11 - маслопровод отводящий; 12 - маслопровод подводящий; 13 - оттяжная пружина; 14 - педаль подвесная; 15 - палец; 16 - ось; 17 чехол; 13 - от­тяжная пружина; 19 - шток.; 20 - поршень; 21 - главный цилиндр; 22 - маслопровод; 23 - колпачок; 24 - клапан перепускной.

При отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя использу­ется сливной поток масла, подводимо­го из насос-дозатора ГОРУ по масло­проводу (12). Пройдя через гидроуси­литель, масло по отводящему масло­проводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управ­ление функционирует как механиче­ское (см. рис. 2).

Реверс МТЗ
Для управления сцеплением трактора МТЗ-1221 применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилинд­ра (2) с тягой.
Выключение сцепления трактора МТЗ-1221 производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием    поршня жидкость че- рез маслопровод (22) и шланг (5) пе­ремещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепле­ния как описано выше для прямого хо­да. При этом корпус рабочего цилинд­ра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.

Корпус сцепления МТЗ-1221
В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидро­системы КПП.