Сцепление
трактора МТЗ-1221 (рис. 1) - фрикционное, двухдисковое, постоянно- замкнутого
типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (3) и
средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в
специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления МТЗ-1221 относятся два
ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на
силовом валу (7). Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и
ведомой частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к
трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет
рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его
положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов служат вилки (14),
закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых
шайбами (15).
Рис.
1. Сцепление МТЗ-1221
1
— маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6
— подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний;
10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 —
опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 —
подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная;
21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка
теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.
Управление сцеплением МТЗ-1221
Выключение
сцепления МТЗ-1221 производится педалью сцепления (1) (рис. 2) через рычажную
передачу (1), (8), (5), отводку (18) (рис. 1) и выжимной подшипник (17).
Включение
сцепления при отпускании педали (1) (рис. 2) осуществляется нажимными пружинами
(24) (рис. 1). Пружина сервоустройства облегчает выключение сцепления и
постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении
сцепления.
Рис.
2. Управление сцеплением МТЗ-1221
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт
крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина
сервоустройства.
Управление сцеплением МТЗ-1221 с реверсом
Прямой ход
Включение
сцепления реверсивного трактора МТЗ-1221 Беларус производится педалью (1), рис.
3, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и
рычаг (10) вала вилок выключения сцепления. Гидроусилитель служит для снижения
усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага
(10) пропорционально ходу педали.
Рис.
3. Управление сцеплением
реверсивного трактора МТЗ-1221
1 - педаль сцепления; 2 - рабочий
цилиндр с тягой; 3 - ось; 4,8 - оттяжная пружина; 5 - шланг; 6 -гидроусилитель;
7- кронштейн; 9 -тяга; 10 - рычаг; 11 - маслопровод отводящий; 12 - маслопровод
подводящий; 13 - оттяжная пружина; 14 - педаль подвесная; 15 - палец; 16 - ось;
17 чехол; 13 - оттяжная пружина; 19 - шток.; 20 - поршень; 21 - главный
цилиндр; 22 - маслопровод; 23 - колпачок; 24 - клапан перепускной.
При
отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние
оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя используется сливной
поток масла, подводимого из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12). Пройдя
через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак
ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое
(см. рис. 2).
Реверс МТЗ
Для
управления сцеплением трактора МТЗ-1221 применен гидростатический привод,
состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра
(21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой.
Выключение
сцепления трактора МТЗ-1221 производится педалью (14), действующей на шток (19)
и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня
жидкость че- рез маслопровод (22) и шланг (5) перемещает толкатель
гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепления как описано выше для
прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1)
остаются в исходном положении.
Корпус сцепления МТЗ-1221
В корпусе сцепления
смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса
гидросистемы КПП.