Сцепление МТЗ-100/102


Сцепление трактора МТЗ-100/102 сухое двухдисковое. Ведущей частью сцепления являются маховик 7 (рис. А), промежуточный диск 2 соединенный с маховиком при помощи тангенци­альных пластин 3, и нажимной диск 4, установлен­ный тремя призматическими выступами в пазах опорного диска 5. Опорный диск крепится на маховике при помощи пальцев 33, дистанционных вту­лок 23, 22, 32 и гаек 29, фиксируемых пружинными шайбами. Тангенциальные пластины 3 зажимают­ся на пальцах 33 между дистанционными втулками 21 и 22.


Рис. А. Сцепление трактора МТЗ-100 /102
1 - маховик; 2 - промежуточ­ный диск; 3 - тангенциальные пластины; 4 - нажимной диск; 5 - опорный диск; 6 - демпферный элемент; 7 - отжимной рычаг; 8 - ось отжимного рычага; 9 - ролики; 10 - вилка опорная; 11 - регулировочная гайка; 12 - стопорная пластина; 13 - упру­гий элемент опорного диска; 14 - ступица привода ВОМ; 15 - отводка; 16 - кронш­тейн отводки; 17 - опорная пластина; 18 - болт; 19 -регулировочный болт; 20 - гай­ка; 21, 22 - дистанционные втулки; 23 - шлицевая втулка; 24 - ведущий вал привода независимого ВОМ; 25 - вилка; 26 - стакан; 27 - пружина; 28 - термоизолирующая шайба; 29 - гайка; 30 - фрикционные накладки; 31 - ступица ведомого диска; 32 - дистанционная втулка; 33 - палец; 34 - ведомый диск в сборе; 35 - подшипник; 36 - силовой вал

Между опорным и нажимным диском установле­ны шесть пружин 27 со стаканами 26 и термоизоли­рующими шайбами 28. На выступах нажимного диска на осях 8 и роликах 9 установлены три отжим­ных рычага 7. Опорами отжимных рычагов являются вилки 10, закрепленные на опорном диске при по­мощи регулировочных гаек 11, фиксируемых плас­тинами 12. Пластины крепятся к опорному диску болтами М8х16.
Установка промежуточного диска 2 в нейтраль­ное положение при выключенном сцеплении обеспе­чивается тангенциальными пластинами 3 и тремя опорными пластинами 17, опирающимися средней частью на головки болтов 18 крепления тангенци­альных пластин, а концами - на нажимной диск и регулировочные болты 19, ввернутые в опорный диск и зафиксированные гайками 20 с пружинны­ми шайбами.
Болтами 19 регулируется механизм установки промежуточного диска 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками установлены два ведомых диска 34, пере­дающих крутящий момент от дизеля через вал 36 сцепления на трансмиссию трактора.
Ведомый диск МТЗ-100/102 имеет ступицу 31 со шлицами для соединения с валом сцепления, демпферное устрой­ство с резиновыми элементами 6 гасителя крутиль­ных колебаний, две фрикционных накладки 30, одна из которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.
Вал 36 своим носком установлен в подшипнике 35, который расположен в маховике коленчатого вала дизеля. Другой конец вала через шлицевую втулку 23 соединен с первич­ным валом КПП.
Между шлицевой ступицей опорного диска 5 и ведущим валом 24 привода ВОМ МТЗ-100/102 установлена промежуточная плава­ющая ступица 14 с резиновыми демпфер­ными элементами 13.


Рис. Б. Привод сцепле­ния трактора МТЗ-100/102 
 1 -стержень педа­ли; 2 - рычаг; 3 - возврат­ная пружина; 4 - тяга; 5 -валик; 6 - рычаг


Рис. В. Корпус сцепления трактора МТЗ-100/102  
1 - силовой вал; 2 - вал ведущий привода ВОМ; 3 - кронштейн отводки; 4 - манжета уплотнительная; 5 - подшипник; 6 - ось; 7 - подшипник; 8 - шестерня приво­да насоса гидросистемы; 9 - подшипник; 10 - вал-шестерня; 11 - шестерня привода насоса коробки передач и ГОСМ; 12 - гайка; 13 - ось; 14 - стопор­ное кольцо; 15 - вал-шестерня насоса коробки передач; 16 - подшипник; 17 - вал-шестерня; 18 - подшипник; 19 - прокладка; 20 - болт; 21 - шайба; 22 -крышка; 23 - болт; 24 - подшипник: 25 - манжета уплотнительная; 26 -втулка шлицевая; 27 - шестерня привода ВОМ II ступени (1000 мин); 28 -зубчатая муфта; 29 - вал; 30 подшипник; 31 - вал; 32 - прокладка; 33 -крышка люка переднего ВОМ; 34 - болт; 35 - крышка; 36 - корпус; 37 -вилка; 38 - гайка; 39 - роликовые подшипники; 40 - подшипник; 41 - ведо­мая шестерня привода ВОМ I ступени (540 мин)

Привод сцепления МТЗ-100, МТЗ-102 - механический. Ры­чаг сцепления 2 (рис. Б) с педалью 1 ус­тановлен на валике рычагов педалей тор­мозов. Усилие от рычага 2 через толкаю­щую тягу 4 передается рычагу 6, вилке 25 (см. рис. А) и на отводку 15.
В корпусе сцепления расположены при­воды независимого двухскоростного вала отбора мощности МТЗ и насосов: коробки пе­редач, навесной гидросистемы, гидравли­ческой системы отбора мощности (ГСОМ).
Ведущий вал 2 (рис. В) привода не­зависимого вала отбора мощности имеет два зубчатых венца. С одним из венцов находятся в зацеплении шестерня 8 при­вода насоса гидронавесной системы и ше­стерня 41 первой ступени редуктора ВОМ. С другим венцом - шестерня 27 второй ступени ре­дуктора ВОМ и шестерня 11 привода насосов короб­ки передач и ГСОМ.
Шестерни 27 и 41 установлены на подшипниках 39 вала 29 и соединяются с ним зубчатой муфтой 28.
Непосредственно в зацеплении с шестерней 11 находится шестерня привода насосов ГСОМ. При­вод насоса гидросистемы коробки передач осуществ­ляется от шестерни 11 через валы-шестерни 17 и 15 на подвижную шестерню включения привода.
Включение I или II ступени редуктора ВОМ осу­ществляется поворотом валика 31с вилкой 37, кото­рая устанавливает муфту 28 в положение блокиров­ки шестерен 41 или 27, обеспечивая соответственно частоту вращения 540 или 1000 мин. При включен­ном сцеплении вращение от ведомых дисков через вал 36, шлицевую втулку 23 передается первичному валу коробки передач.

Регулировка и обслуживание сцепления МТЗ-80/82

Техническое обслуживание сцепления МТЗ заключа­ется в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.
При ТО-1 (125 мото­часов работы) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой Литол или Солидол через масленку, которая находится или на кожухе сцепления трактора МТЗ и свя­зана гибким шлангом с подшипником, или на кор­пусе отводки.
При ТО-2 (500 моточасов работы) производят­ся следующие работы по проверке и регулировке сцепления МТЗ:
В тракторе МТЗ-80/82 проверяют сво­бодный ход педали - это основной показатель пра­вильности регулировки сцепления и тормозка. Сво­бодный ход педали  сцепления должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными ры­чагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.


Управление сцеплением МТЗ и тормозком сблокирова­но. Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм, Придают кронштейну 6 край­нее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт 4, возвращают пе­даль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.

Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют вре­менно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рыча­гом, зашплинтовывают палец, надежно затягива­ют контргайки.
Если сцепление МТЗ подвергалось разборке, то поло­жение отжимных рычагов 3 наруша­ется. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы рас­стояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска состав­ляло 12+0,5 мм. Разность этого размера для отдель­ных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

Основные показатели и регулировочные пара­метры сцеплений тракторов МТЗ
Параметр, показатель
Трактор
МТЗ-80, МТЗ-82
МТЗ-100, МТЗ-102
Тип сцепления
постоянно замкнутое
Количество ведомых дисков:
главного сцепления
1
2
сцепления ВОМ
-
-
Сервоустройство
пружинное
пружинное
Свободный ход педали, мм
40-45
30-40
Зазор между нажимным подшипником и отжимными рычагами (или кольцом)
3
3
Допустимое отклонение внутренних концов отжимных рычагов, мм
0,3
0,3
Полный ход педали сцепления, мм
175
не нормируется