Сцепление трактора МТЗ-80/82

Сцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначено для передачи крутящего момента от двигателя на последующие элементы трансмиссии, отключения двигателя от трансмиссии, а также плавного и безударного его включения.



Сцепление МТЗ-80/82


Рис А - устройство сцепления МТЗ 
1 - маховик; 2 ведомый диск; 3 - отжимной рычаг; 4 - регулировочный винт; 5 - отводка; 6 - тормозок; 7 - вилка выключения; 8 - вал вилки; 9 - нажимная пружина; 10 - опорный диск; 11 - нажимной диск; 12 -ступица ведомого диска; 13 - вал; 14 -демпферное соединение; 15 - соединительный диск;


Рис. Б - механизм управления МТЗ 
1- педаль; 2 - рычаг педали; 3 - пружина сервоустройства; 4 - упорный болт; 5 - болт; 6 -кронштейн; 7 - ось кронштейна: 8 - тяга сцепления; 9 - рычаг; 10 - пружина; 11 - тяга тормозка: 12 - резьбовая муфта; 13 - рычаг тормозка

Сцепление трактора МТЗ-80/82 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Располо­жено в сухом отсеке корпуса, соединяющем двига­тель трактора и коробку передач. Ведущими частями сцепле­ния МТЗ служат маховик 1 (рис.А) двигателя, нажим­ной 11 и опорный 10 диски. На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по ок­ружности ушка, которые входят в прорези опорно­го диска. К ушкам присоединены отжимные рыча­ги 3. Между опорным и нажимным дисками уста­новлены двенадцать нажимных пружин 9. С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой - в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соедини­тельного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14. В соединительном диске выштампованы радиаль­ные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и на­жимного диска.
Фрикционные накладки изготовлены из матери­ала на основе асбеста, имеют вентиляционные ка­навки для улучшения отвода тепла и очистки по­верхностей трения от продуктов износа. Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15. Со стороны нажимного диска между на­кладкой и соединительным диском устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение сцепления. При полностью включенном сцеплении пластинча­тые пружины принимают плоскую форму, а в сво­бодном состоянии толщина ведомого диска МТЗ-82/80 примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцепле­нии.

Ведомый диск МТЗ связан со ступицей 12 восемью ре­зиновыми демпферами 14, установленными в гнез­да-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице. Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гиб­кое устройство, что способствует мягкому включе­нию сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Замедление вращения и остановка вала 13 и свя­занного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления МТЗ, обеспечивается тормозком. Его ведущий диск с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпон­ки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отвод­ки тормозка может перемещаться по шлицам непод­вижного кронштейна отводки. Вал сцепления трактора МТЗ-82/80 тор­мозится при сжатии дисков тормозка. Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8. Вал вилки поворачивается при помощи рычага 9, который тягой 8 связан с рычагом пе­дали 2, и тягой 11 - с рычагом 13 включения тормозка. К рычагу 2 крепится педаль 1. При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключе­ния сцепления и одновремен­но тягой 11 на рычаг 13 вклю­чения тормозка. Вал выклю­чения вилкой 7 перемещает отводку 5 (рис. А), ко­торая через рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая ве­домый диск 2.
Когда педаль отпускают, нажимной диск под действи­ем пружин 9 возвращается в исходное положение, что при­водит к включению сцепле­ния.

Усилитель привода сцеп­ления (сервомеханизм трактора МТЗ) слу­жит для уменьшения силы человека, прилага­емой к органам управления. Механический усилитель привода сцепления МТЗ имеет пру­жину 3 (рис. Б), кото­рая соединена с одной сторо­ны с неподвижным кронш­тейном 6 посредством регули­ровочного винта 4, а с дру­гой стороны - с трехплечевым рычагом 2. Нижнее.плечо ры­чага 2 тягой 8 связано с ры­чагом 9 валика вилки отвод­ки. 

Когда сцепление включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трех-плечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удержи­вание педали в выключенном положении.

Когда сцепление включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удержи­вание педали в выключенном положении.


Регулировка муфты сцепления трактора МТЗ-80, 82

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ и длины блокировочной тяги тормозка.
Проверяйте свободный ход педали через каждые 500 ч работы трактора.
При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается, Допустимое уменьшение - до 30 мм, после этого требуется регулировка. Регулировку управления муфтой сцепления и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:
Перед проверкой свободного хода педали освободите ее от воздействии пружины сервоустройства, для чего заверните болт 6 до упора в кронштейн 8.
При правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14 тяги 13 при включении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3-4 мм.

Рис. 1. Управление муфтой сцепления МТЗ
1 - стержень подушки; 2,7, 17 - болт; 3 - педаль сцепления; 4 - ось; 5, 14 - пружина; б - болт упорный; 8 - кронштейн; 9, 13, 19 - тяга; 10, 12, 20 - вилка; 11, 16, 18 - рычаг; 15 - контргайка.


Регулировка положения отжимных рычагов сцепления МТЗ

После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов при помощи специальной оправки, которая базируется по внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска  с упором в торец ступицы. На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны. При помощи регулировочных винтов  подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками. При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта рычагов  с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска. Разность этого размера для рычагов одной муфты не должна превышать 0,3 мм.