Сцепление
МТЗ-80/82
Рис
А - устройство сцепления МТЗ
1 - маховик; 2 ведомый диск; 3 - отжимной рычаг;
4 - регулировочный винт; 5 - отводка; 6 - тормозок; 7 - вилка выключения; 8 -
вал вилки; 9 - нажимная пружина; 10 - опорный диск; 11 - нажимной диск; 12
-ступица ведомого диска; 13 - вал; 14 -демпферное соединение; 15 -
соединительный диск;
Рис.
Б - механизм управления МТЗ
1- педаль; 2 - рычаг педали; 3 - пружина
сервоустройства; 4 - упорный болт; 5 - болт; 6 -кронштейн; 7 - ось кронштейна:
8 - тяга сцепления; 9 - рычаг; 10 - пружина; 11 - тяга тормозка: 12 - резьбовая
муфта; 13 - рычаг тормозка
Сцепление
трактора МТЗ-80/82 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Расположено в
сухом отсеке корпуса, соединяющем двигатель
трактора и коробку
передач. Ведущими частями сцепления МТЗ служат маховик 1 (рис.А)
двигателя, нажимной 11 и опорный
10 диски. На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по окружности
ушка, которые входят в прорези опорного диска. К ушкам присоединены отжимные
рычаги 3. Между опорным и нажимным дисками установлены двенадцать нажимных
пружин 9. С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в
опорном диске, с другой - в литые гнезда нажимного диска.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соединительного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14. В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.
Фрикционные
накладки изготовлены из материала на основе асбеста, имеют вентиляционные канавки
для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа.
Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15. Со стороны
нажимного диска между накладкой и соединительным диском устанавливают шесть
пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение
сцепления. При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают
плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска МТЗ-82/80
примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.
Ведомый диск МТЗ связан со ступицей 12 восемью резиновыми демпферами 14, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице. Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гибкое устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.
Замедление вращения и остановка вала 13 и связанного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления МТЗ, обеспечивается тормозком. Его ведущий диск с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отводки тормозка может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки. Вал сцепления трактора МТЗ-82/80 тормозится при сжатии дисков тормозка. Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8. Вал вилки поворачивается при помощи рычага 9, который тягой 8 связан с рычагом педали 2, и тягой 11 - с рычагом 13 включения тормозка. К рычагу 2 крепится педаль 1. При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключения сцепления и одновременно тягой 11 на рычаг 13 включения тормозка. Вал выключения вилкой 7 перемещает отводку 5 (рис. А), которая через рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая ведомый диск 2.
Когда
педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 9 возвращается в исходное
положение, что приводит к включению сцепления.
Усилитель
привода сцепления (сервомеханизм трактора МТЗ) служит для уменьшения силы
человека, прилагаемой к органам управления. Механический усилитель привода
сцепления МТЗ имеет пружину 3 (рис. Б), которая соединена с одной стороны с
неподвижным кронштейном 6 посредством регулировочного винта 4, а с другой
стороны - с трехплечевым рычагом 2. Нижнее.плечо рычага 2 тягой 8 связано с рычагом
9 валика вилки отводки.
Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше продольной оси вращения трех-плечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удерживание педали в выключенном положении.
Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше продольной оси вращения трех-плечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удерживание педали в выключенном положении.
Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше продольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удерживание педали в выключенном положении.
Регулировка муфты сцепления трактора МТЗ-80, 82
Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ и длины блокировочной тяги тормозка.
Проверяйте
свободный ход педали через каждые 500 ч работы трактора.
При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается, Допустимое уменьшение - до 30 мм, после этого требуется регулировка. Регулировку управления муфтой сцепления и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:
При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается, Допустимое уменьшение - до 30 мм, после этого требуется регулировка. Регулировку управления муфтой сцепления и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:
Перед
проверкой свободного хода педали освободите ее от воздействии пружины
сервоустройства, для чего заверните болт 6 до упора в кронштейн 8.
При
правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14 тяги 13 при
включении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3-4 мм.
Рис. 1. Управление муфтой сцепления МТЗ
1 - стержень подушки; 2,7, 17 - болт; 3 - педаль сцепления; 4 - ось; 5, 14 -
пружина; б - болт упорный; 8 - кронштейн; 9, 13, 19 - тяга; 10, 12, 20 -
вилка; 11, 16, 18 - рычаг; 15 - контргайка.
Регулировка положения отжимных рычагов сцепления МТЗ
После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов при помощи специальной оправки, которая базируется по внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска с упором в торец ступицы. На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны. При помощи регулировочных винтов подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками. При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта рычагов с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска. Разность этого размера для рычагов одной муфты не должна превышать 0,3 мм.